19.03.2010
Норвегия – очень красивая и очень ухоженная страна.
Говорят, что у Норвегии женское лицо, и это утверждение справедливо и в прямом, и в переносном смысле. Начнем с того, что Норвегия – очень красивая и очень ухоженная страна. По мнению самих норвежцев, их благосостояние во многом зависит от того, насколько полноценно женщины вовлечены в управление страной. В этом аспекте равенство полов даже изучается в норвежских университетах. Думается, именно благодаря участию женщин в управлении государством Норвегия может похвастаться такой развитой системой социальной защиты. Эта страна буквально по-матерински заботится о наиболее слабых членах общества.
Особенно показательна социальная политика Норвегии в отношении детей. Государство заботится о материальном благосостоянии даже тех своих граждан, которым еще только предстоит родиться: в так называемый фонд будущих поколений регулярно отчисляются проценты от весьма солидных доходов бюджета. При рождении ребенка государство выплачивает родителям (матери) новорожденного сумму, аналогичную пяти тысячам американских долларов. Далее каждый маленький норвежец или норвежка ежегодно получает на свой счет от государства определенную сумму, размер которой зависит от результатов экономической деятельности государства. Пока владелец счета не достиг совершеннолетия, никто (даже его родители!) не имеет права распоряжаться этими деньгами. Зато как пригодится молодому человеку его первоначальный капитал, когда он уже будет в состоянии разумно распорядиться им!
Отмечу, что среднее и высшее образование в Норвегии для граждан страны бесплатное, при этом школьники и студенты обычно получают еще и небольшую стипендию.
Педагогический процесс изначально построен так, чтобы обеспечить ребенку психологический комфорт и наиболее благоприятные условия для развития его способностей. Ну вот простой пример: в начальной школе оценок не ставят просто потому, что детство должно быть без-облачным. Дальше, конечно, детям приходится приучаться к ответственности за свой труд, в том числе с помощью оценок. Знания в норвежской школе оцениваются по шестибалльной шкале – от единицы (очень плохо) до шестерки (превосходно). Правда, и единицы, и шестерки в дневниках норвежских школяров встречаются крайне редко, родители и педагоги трезво смотрят на вещи и к среднему баллу аттестата чуть выше 4-х относятся как к очень хорошему, позволяющему выбрать достойный вуз (поступление в высшие учебные заведения проводится по конкурсу аттестатов).
Уже в старших классах юные норвежцы начинают готовиться к будущей профессии – в зависимости от профиля школы, которую они выбрали, предпочтение отдается предметам гуманитарной, медицинской (биологической) или технической направленности. Вне зависимости от профиля в школах усиленно изучают английский язык, так что беглая английская речь для норвежских специалистов не является чем-то исключительным, дающим право на продвижение по службе.
Еще одна благоприятная особенность национальной системы образования состоит в том, что в Норвегии широко развита филиальная сеть вузов, стало быть, для того чтобы получить перспективную профессию, ребятам из провинции не нужно уезжать далеко от дома.
Ну и чтобы закончить тему образования, хотелось бы отметить, что в норвежских школах нет предвзятого отношения к иностранцам. Ребенок из семьи эмигрантов здесь очень быстро становится своим, понимает, говорит и пишет по-норвежски практически так же, как местные дети. Ему доступно любое образование – и медицинское, и экономическое, и юридическое…
Будущую профессию молодые норвежцы выбирают по душе, им вряд ли приходит в голову, что, возможно, придется жить впроголодь, занимаясь любимым делом. Достаточно сказать, что даже так называемый ассистент в детском саду (т. е. работник без специального образования, нянечка по-нашему) зарабатывает порядка двух тысяч американских долларов в месяц.
Правда, и цены в норвежских магазинах могут смутить не только россиянина, но даже европейца и американца. Например, автор этих строк, уже немалое время проживший и вполне освоившийся в Стране кленового листа, в первый раз приехал в Осло, имея при себе сумму денег, которой ему в Канаде вполне хватало на месяц, но уже через две недели обнаружил бездонную дыру в своем бюджете.
Впрочем, обжившись немного, иностранец понимает, что не обязательно закупаться в первом попавшемся супермаркете, можно найти какой-нибудь вполне демократичный дискаунтер, и тогда денег будет хватать на более длительное время, а уж если перебраться в провинцию – так и вовсе экономия. Вообще, по меркам петербуржца крупными даже центральные города Норвегии трудно назвать: какой же это мегаполис – Осло, если его население всего 540 тысяч человек?! Ну а Берген – 230 тысяч человек, Ставангер – «нефтяная столица» – 190 тысяч человек… Вполне себе провинциальные городишки, по российскому разумению. Между тем в отличие от российского захолустья добраться от дальнего норвежского поселка до центра можно вполне комфортно, автобусный транспорт, маршрутами которого охвачена вся Норвегия, доступен по цене, а учащиеся и пенсионеры имеют право на покупку льготного проездного билета.
Добавлю, что и в столице, и в норвежской глубинке качество продуктов одинаковое, никакой снеди, содержащей ГМО, вы там днем с огнем не сыщете (законом запрещено!). А вот спиртное в Норвегии очень дорогое, цена на него регулируется государством, так что спиться норвежцам просто не по карману.
Да и какое горе, собственно, заливать вином среднему норвежцу – ну разве что любовную драму… А в остальном государство, повторюсь, по-материн-ски поддерживает своих чад. Скажем, в Норвегии своевременно приняли закон, который позволяет потерявшему работу гражданину приостановить выплату банку долга по ипотеке вплоть до трудоустройства на другое рабочее место. Или если вы во время обучения нуждаетесь в дополнительных деньгах, можете получить так называемый лоан, то бишь ссуду под небольшой процент, выплату которой гарантирует за вас банку государство и которую вы можете отдавать потом очень долго.
С другой стороны, в Норвегии действуют так называемые прогрессивные налоги: если вы зарабатываете больше, то больший процент налогов и платите. Поэтому и различие в получаемых доходах небольшое, следовательно, и расслоения населения нет. Можно сказать – это страна реального социализма, только с человеческим лицом.
***
Вы уже подумываете о том, не поискать ли вам работу в Норвегии? Что ж, вы не один такой. Дерзкие мечты многих потенциальных эмигрантов подогревают данные статистики о низком уровне безработицы (Норвегия наименее всего пострадала от кризиса, безработица здесь не превышает 3–4%) и огромном количестве переселенцев – только за последние 10 лет вид на жительство в Норвегии получили более 510 тысяч человек, причем в это число не вошли эмигранты из Дании и Швеции, так как им просто не требуется получения такого разрешения.
Однако если вся эта радужная картинка побуждает вас ринуться в Интернет в поисках объявлений о работе на буровых платформах или на брачные сайты, где предлагают обеспеченных женихов с внешностью легендарных викингов, пусть холодный ветер дунет вам в лицо и остудит горячечную мечту о приполярном Эльдорадо. О том, чего стоит остерегаться грезящим о Норвегии, мы поговорим в следующей статье.
Виктор РЕШЕТОВ
|